Сама Людмила Александровна, за плечами которой 45 лет педагогического стажа, живет их жизнями и жизнью школы и представить иной судьбы не может. При любом расставании, а не так давно учитель перенесла серьезнейшую операцию, скучает и не может дождаться новой встречи. Вот и в этот раз расставание было мучительным, а потому, невзирая на положенный отпуск, Людмила Липень вернулась в родные стены. «Я знала, что приду в гимназию и сразу выздоровею, — улыбается она. — Если не телом, то душой. Пришла, встала у доски и забыла о проблемах. Профессор один сказал, что доживать надо так, как жил всю жизнь. Учителя не могут без школы и своих учеников, как и артисты без сцены и зрителя. Бывших учителей не бывает».
Людмила Александровна вспоминает, как впервые в 1969 году ступила на школьный порог. Это была СШ № 113 Минска, где вахтерша тетя Паша ее, маленькую и хрупкую, похожую на девчонку, девятнадцатилетнюю выпускницу педучилища, не пускала на работу, решив, что перед ней школьница.
Первое место работы, по признанию педагога, было хорошим стартом. Кроме того, директор школы обращалась к своим воспитанникам, как к собственным детям. Были старшие коллеги, на которых хотелось равняться. И дружба со многими из них не прерывается все эти долгие десятилетия.
Вообще, Людмила Александровна умеет дружить. Она как магнит притягивает к себе людей — коллег, воспитанников. «Такое ощущение, что мы связаны с моими ребятами какой-то пуповиной, — задумчиво говорит она. — Они мои друзья по жизни, зовут меня на свои свадьбы и дни рождения. Я знаю: если со мной что-то случится, они всегда помогут».
Учительница убеждена, что развитие и становление педагога во многом зависят от тех, с кем тебе посчастливилось работать. И все же главное — и это не заменит ни один диплом, ни самый долгий опыт — призвание. Если его нет, можно так и остаться учителем только по должности.
Мы разговариваем, а ребята, занятые самостоятельной работой, в задумчивости корпят над тетрадками. Людмила Александровна нет-нет да и прервет интервью со словами, в которых сквозит любовь и забота: «Ванечка, положи тетрадку правильно! Ребята, не горбитесь, мне с последней парты ваши спинки хорошо видно». Те на замечания любимой учительницы реагируют мгновенно.
В каком-то смысле педагогическая судьба Людмилы Липень была предрешена. По какой еще дороге пойти, если ты выросла среди педагогов, где не только родители, но тети и дяди, сестры и племянницы были учителями? Правда, изначально девушка закомандовала отцу, который вез документы в Минск, подавать их в политехнический техникум. Но родители решили иначе. Когда первые обиды улетучились, пришло понимание того, что учительство — действительно дело ее жизни.
Людмила Александровна с теплом хранит свой школьный архив, в том числе и письма многих поколений четвероклассников, которые переходят из младшей в среднюю школу. Она с удивлением говорит о том, насколько зрелыми и серьезными были мысли малышей много десятилетий назад. «Будем стараться как можно больше пользы приносить классу, школе, Родине…» — писала Ира Ковалева, кстати, ныне дипломированный юрист. «Чтобы отлично учиться, а потом отлично работать, необходимо воспитывать в себе силу воли, самодисциплину, усидчивость, настойчивость…» — вторила ей Люда Сыроватская. Конечно, помимо планов на будущее, в этих письмах есть много теплых слов педагогу. «Вы для меня как вторая мама. У меня еще будет много педагогов, но я всегда буду Вас помнить» — вот так пишут ей ученики.
Педагогу с большой буквы тоже есть о чем сказать, в том числе младшим коллегам, есть огромный опыт, которым хочется с ними поделиться. Но чтобы изложить все это на бумаге, нужно много времени, а его у Людмилы Липень пока нет. Она слишком занята работой, ребятами, у нее много увлечений, среди которых чтение и театр. «Я слишком люблю жизнь, — говорит она, — чтобы тратить время на мемуары».